13 апр. 2012 г.

Когда начинается Пасха?

В этом году снова поймал себя на мысли, что не знаю как правильно реагировать на приветствия в церкви “Христос воскрес!”, когда они звучат ещё до начала пасхального богослужения. С одной стороны, промычать что-то неопределённое, в стиле Леонида Ильича из анекдота “Меня уже проинформировали”, — невозможно. С другой же стороны, очень хочется, чтобы эта весть была провозглашена именно на литургии.

Ведь это же Церковь, устами её служителей, возвещает нам, что Сын Божий умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Именно поэтому мне хочется, чтобы в церкви, на литургии нам сказали, что Христос воскрес. А то выглядит это так, будто мы сами где-то узнали, что Христос воскрес, и приходим на литургию, чтобы поделиться друг с другом этой новостью.

Я уверен, что наши прихожане, которые радостно приветствуют меня и друг друга словами “Христос воскрес!” — люди вполне церковные. Они говорят это искренно, радуясь воскресению нашего Господа, даже не подозревая, что тут может быть какой-то подтекст.

Наверное, самым лучшим решением стала бы Пасхальная всенощная. Мы бы провозглашали в полночь (или на рассвете) “Христос воскрес!” и это избавило бы меня от затруднения. Но понятно, что устроить всенощную очень непросто в наших условиях. Или это не такая уж проблема?

6 комментариев:

  1. А в чем, собственно, проблема? Трудно требовать знания литургических тонкостей у людей из нецерковной страны.

    Да и организовать всенощную, при наличии собственного помещения не столь сложно. Другое дело, что на ней будут присутствовать единицы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, проблемы нет. Это, скорее, мысли вслух. И всенощную организовать можно. Хочется попробовать, даже если будет лишь несколько человек...

      Удалить
  2. Интересные наблюдения.

    Как это относится к свидетельству Марией Магдилиной Апостолам? В этом году на Пасху проповедую именно на Иоанна 20.

    Расселл

    ОтветитьУдалить
  3. А это относится к свидетельству Марии? Первый раз она сказала, что Тело Господа унесли. Во второй раз, посланная Христом, она рассказала, что "видела Господа и что Он это сказал ей". Для меня это выглядит так: Христос, устами священника, провозглашает весть о Своём воскресении, и затем уже (после богослужения) мы разносим эту весть, делимся ею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я о том, что по Евангелию (Иоанн 20:17) сами Апостолы (ср. "священник") услышали евангельскую весть от Марии Магдалиной (по отцам церкви: "Апостола апостолам"), также как и тебя-священника поздравила та сестра перед тем, как торжественно истина о воскресении была провозглашена с кафедры.

      Удалить
    2. Но Мария-то не сама додумалась о воскресении. Ей сказал об этом Христос. Когда и как Христос сказал о Своём воскресении моей сестре? (Кстати, ещё раз: я НЕ считаю, что поздравлять с Пасхой до пасхальной литургии совершенно неправильно и недопустимо.)

      Удалить