7 мая 2012 г.

Инаугурация Президента


Как обойти вниманием такое событие? Даже моему сыну, первокласснику, в школе “задали” посмотреть трансляцию инаугурации. Как добросовестный ученик, он честно сидел и смотрел, хотя многого не понимал. Я, как добросовестный отец, честно сидел рядом и старался объяснить, что происходит. И вот, в процессе такого совместного просмотра, возник у меня вопрос: почему президент кладёт руку на Конституцию, когда приносит присягу?  

Весьма поверхностные раскопки в интернете дали следующие результаты: 1) официально “Специальный экземпляр Конституции” был признан одним из символов президентской власти, и стал атрибутом церемонии инаугурации в 1996 году — в соответствии с указом Б.Н.Ельцина. 2) В.В. Путин внёс изменения в этот указ накануне своего вступления в должность, и Специальный экземпляр Конституции перестал быть символом президентской власти, а его использование во время инаугурации стало лишь традицией. 3) На официальном сайте президента РФ из символов специально выделен и описан лишь президентский штандарт, хотя и Специальный экземпляр Конституции также упомянут. 3) Я не смог найти указаний, в каких ещё странах при принесении присяги используется Конституция. (Кто-нибудь знает?) 4) В некоторых странах сохранилась традиция использовать Библию при принесении присяги. (Легче всего находятся ссылки на США.)

Итак, я понимаю использование Библии (или Корана) при принесении присяги. Даже если сейчас люди не дают себе в этом отчёт, традиция этого действия, его символизм, очевидно, заключаются в том, что человек призывает в свидетели нечто высшее. Этимология слова “присяга” в русском языке связывает его со глаголом “касаться” (см. словарь Фасмера или “Школьный этимологический словарь”). Человек прикасается к священному предмету, призывая в свидетели и хранители клятвы некую высшую силу. Вспомним, хотя бы, фразу “пусть то и то сделает мне Бог, если...” (1Цар. 14:44, 2Цар. 19:13, 4Цар. 6:31). В чём же тогда символизм прикосновения к Конституции? Президент клянётся “соблюдать и защищать Конституцию”, но, очевидно, она не выступает гарантом исполнения этой клятвы, ведь Конституция меняется. Видимо, возложение руки на Конституцию подчёркивает готовность защищать её. Таким образом, символика меняется на прямо противоположную: возложение руки на Библию призывает Бога в “гаранты” клятвы, возложение руки на Конституцию показывает, что человек — “гарант Конституции” (как, впрочем, и записано в нашем Основном законе). Кто же будет “гарантом” Президента? Вообще говоря, таким гарантом должны быть все мы — граждане страны. А кто будет нашим гарантом?

Комментариев нет:

Отправить комментарий