2 мая 2012 г.

Церковь по принципу "всё включено"?


Как-то так уж случилось, что почти одновременно попались мне на глаза два текста. Автор первого — Константин Андреев, любящий говорить от лица российских лютеран (не совсем ясно, когда и как они его на это уполномочили, ну да ладно). Он призывает защищать православных, потому что они наши братья. Да и вообще, все, кто называет себя христианами — наши братья.
Все они, эти смешные и не совершенные, выскочки и мелкие злодеи, недоучки и снобы, рубаки-сектанты и на фиг никому не нужные доморощенные теологи, строящие планы евангелизации всей России, и берущие по 5% от стоимости автомобиля за его освящение, все они, - наша семья. Все они христиане!” (авторская орфография и пунктуация).
Желание всех принять, конечно, трогательно. Но вот можно ли церковь определять по принципу "всё включено"? Все ли, кто называет себя христианами, действительно христиане? Господин Андреев, называющий себя епископом Церкви Аугсбургского Исповедания, должен бы знать, что это самое Исповедание церковью называет то собрание, где верно проповедуется Евангелие и правильно преподаются Таинства.

Перейду теперь ко второму тексту. В нём рассказывается о Конференции чудес и исцелений, проходившей в Новосибирске. Приведу два пассажа (снова не изменяю орфографию и пунктуацию, удалю только фамилии):
“Присутствие Божье особенно в последний вечер было таким, что люди в зале не могли стоять на ногах. Мы увидели на яву: как от тени Петра, некоторых людей при приближении к брату Ивану- сила Божья ,исходящая от него буквально срубала с ног, и они падали и становились как пьяные, при этом получая исцеление или освобождение. Одна сестра несколько раз вставала и как только приближалась к брату Ивану-ее резко срубала сила Божья с ног. Лежа она стала дотягиваться ,чтобы рукой касаться края его брюк.”
И ещё:
“Ксения несмотря на то, что уже долгое время ходит в церковь(в настоящее время в «Краеугольный камень), впервые пережила настоящую ощутимую близость Бога , Его Отцовскую любовь. Сестра Зина первый раз в жизни услышала: «Я люблю тебя» от Духа Святого.”

Возникает естественный вопрос к Константину Андрееву: эти люди, “гопники-харизматы” (как он их называет), тоже христиане? В какого Христа они верят? “Срубающего” с ног? Устраивающего шоу исцелений? А сам Константин в какого Христа верит?

Апостол Павел предупреждал коринфян, что в церкви всё должно быть благопристойно и чинно, иначе вошедший неверующий сочтёт, что христиане беснуются. 

Лютер тоже высказался резко: 
“... мы должны постоянно поддерживать артикул о том, что Бог не желает иметь с нами дела иначе, как через изреченное Слово и Таинства. Все, что преподносится как Дух без Слова и Таинств — это сам дьявол.”

Я понимаю, что это не Аугсбургское Исповедание, но, говорят, Шмалькальденские Артикулы согласуются с ним. Подозреваю, что Лютер знал евангелическое (оно же лютеранское) богословие не хуже Меланхтона. Впрочем, что господину Андрееву какие-то там Лютер и Меланхтон? Это ведь шестнадцатый век, а мы-то живём в двадцать первом. У нас тут движуха, у нас тут единство в разнообразии. Угрюмые сектанты, цепляющиеся за документы шестнадцатого века этого понять не могут. Они что-то бормочут об исповедании, о верной проповеди Евангелия, о правильном преподании Таинств, но разве это сейчас нужно? Сейчас нужно всех обнять и всех включить в число христиан. А если вера “гопников-харизматов” явно противоречит не только Книге Согласия, но и Священному Писанию, то тем хуже для этих древних книг. Впрочем, я подозреваю, что Константин совершенно искренне не понимает одной простой вещи: чтобы быть христианином, мало назвать себя этим именем. Нужно ещё и исповедовать того Христа, Которого проповедует Церковь на основании пророческих и апостольских Писаний, Который приходит к нам в Слове и Таинствах. Наверное, эта простая мысль слишком мешает человеку, который возомнил себя “объединителем” всех российских лютеран

2 комментария:

  1. Ты пишешь о требованиях к данной общине в отношении видимых границ церкви Христовой. А что насчет требований к отдельному члену церкви? С точки зрения лютеранской церкви есть ли какие-то требования кроме исповедания веры? Какие? Как вы понимаете церковную дисциплину?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У лютеран (по крайней мере, насколько это знаю я) нет никаких специальных "лютеранских" требований к члену общины. Христианин должен исповедовать совершённый грех и, с Божьей помощью, подаваемой через Слово и Таинства, стремиться преодолеть его. При этом грехи -- это те мысли, слова и дела, которые нарушают Десять заповедей. Например, хотя в нашей церкви мы не одобряем курение, мы не называем это грехом.
      Также есть довольно известное выражение Лютера о том, что причащаться нужно не меньше четырёх раз в год (к сожалению, под влиянием пиетизма эти слова стали воспринимать не только как необходимое условие, но и как достаточное). Так что священник постарается побеседовать с человеком, который появляется в церкви лишь пару раз в год, скажем, на Рождество и на Пасху. Но посыл здесь не законнический ("ты должен ходить на службы!"), а, в первую очередь, евангельский ("Бог в церкви щедро дарует тебе прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Это не Ему нужно, чтобы ты был на службе, но тебе самому").
      В общем, "лютеранские требования" к члену общины -- это обычные христианские требования. Как-то так. Готов уточнить, если что-то выразил неясно.

      Удалить