13 мая 2012 г.

Атеист человечней верующего?


Наткнулся на статью “Атеист человечней верующего”. Дмитрий Малянов делает обзор научной публикации “My Brother’s Keeper? Compassion PredictsGenerosity More Among Less Religious Individuals”. Американские исследователи в ряде социологических и психологических экспериментов выяснили, что
“чем менее религиозен человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием.”
Обзор завершается весьма решительным итогом (не совсем ясно, это вывод Д. Малянова или авторов-американцев):
“Раз более набожные люди руководствуются в своем альтруизме более «доктриной», чем эмоциями, то понятно, почему ортодоксы демонстрируют подчас удивительную жестокость и бесчеловечность в ситуациях, когда они считают, что их религии — поведенческому коду, с которым они себя идентифицируют, — что-то угрожает. Если принцип правила оказывается сильней простого человеческого чувства, того же сострадания, то смена одного правила (скажем, «возлюби ближнего») на диаметрально противоположное (скажем, «пришел я не с миром, а с мечом») для религиозного ортодокса является дежурной процедурой: религия не была бы религией, если бы у нее на все вопросы не находились тут же нужные ответы.”

Сама статья не так легко доступна, а из обзора я не смог до конца понять методику экспериментов. Однако, пара мыслей родилась.

Сначала хочу “вынуть сучок” из своего глаза. Мне кажется, что есть доля правды в этом неприятном выводе. Я замечал, что могу довольно легко отказать в деньгах человеку, если я уверен, что они будут потрачены не на что-то доброе. В таких случаях меня хоть и трогают, но “не прошибают” душераздирающие истории об украденных документах и деньгах. Я думаю о тех людях, о которых я точно знаю, что они нуждаются. Я понимаю, что не смогу помочь всем, поэтому почти никогда не даю денег людям на улице. Так что, можно сказать, я часто руководствуюсь “доктриной”, а не эмоциями.

Во-вторых. Америка, где проводилось исследование, — протестантская страна. И для христиан там характерна “протестантская этика”, которая больше говорит о долге и обязанности, чем о чувствах. Так что ничего нет удивительного, что религиозные американцы проявляли меньше эмоций, чем американцы нерелигиозные. Христианин будет помогать и тогда, когда не испытывает какого-то особенного чувства сострадания. А вот неверующий человек будет более зависим от своих переживаний, когда решает — помогать или нет.

И наконец. В экспериментах участники делились деньгами, которые были им выданы. Это были не их “кровные”, а деньги исследовательского проекта. Мне кажется, это тоже играло свою роль. Легко быть щедрым за чужой счёт. Можно возразить, что это относится и к религиозным людям, которые показали себя менее щедрыми. Но вот вопрос: может быть, они отдали бы столько же и своих денег, а неверующие отдали бы меньше? Ведь могло быть и так?

Комментариев нет:

Отправить комментарий