Наткнулся на
статью “Атеист человечней верующего”.
Дмитрий Малянов делает обзор научной
публикации “My Brother’s Keeper? Compassion PredictsGenerosity More Among Less Religious Individuals”. Американские
исследователи в ряде социологических
и психологических экспериментов
выяснили, что
“чем менее религиозен человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием.”
Обзор завершается весьма решительным
итогом (не совсем ясно, это вывод Д.
Малянова или авторов-американцев):
“Раз более набожные люди руководствуются в своем альтруизме более «доктриной», чем эмоциями, то понятно, почему ортодоксы демонстрируют подчас удивительную жестокость и бесчеловечность в ситуациях, когда они считают, что их религии — поведенческому коду, с которым они себя идентифицируют, — что-то угрожает. Если принцип правила оказывается сильней простого человеческого чувства, того же сострадания, то смена одного правила (скажем, «возлюби ближнего») на диаметрально противоположное (скажем, «пришел я не с миром, а с мечом») для религиозного ортодокса является дежурной процедурой: религия не была бы религией, если бы у нее на все вопросы не находились тут же нужные ответы.”
Сама статья не
так легко доступна, а из обзора я не смог
до конца понять методику экспериментов.
Однако, пара мыслей родилась.
Сначала хочу
“вынуть сучок” из своего глаза. Мне
кажется, что есть доля правды в этом
неприятном выводе. Я замечал, что могу
довольно легко отказать в деньгах
человеку, если я уверен, что они будут
потрачены не на что-то доброе. В таких
случаях меня хоть и трогают, но “не
прошибают” душераздирающие истории
об украденных документах и деньгах. Я
думаю о тех людях, о которых я точно
знаю, что они нуждаются. Я понимаю, что не смогу помочь всем, поэтому
почти никогда не даю денег людям на улице. Так
что, можно сказать, я часто руководствуюсь
“доктриной”, а не эмоциями.
Во-вторых.
Америка, где проводилось исследование,
— протестантская страна. И для христиан
там характерна “протестантская этика”,
которая больше говорит о долге и
обязанности, чем о чувствах. Так что
ничего нет удивительного, что религиозные
американцы проявляли меньше эмоций,
чем американцы нерелигиозные. Христианин
будет помогать и тогда, когда не испытывает
какого-то особенного чувства сострадания.
А вот неверующий человек будет более
зависим от своих переживаний, когда решает —
помогать или нет.
И наконец. В
экспериментах участники делились
деньгами, которые были им выданы. Это
были не их “кровные”, а деньги
исследовательского проекта. Мне кажется,
это тоже играло свою роль. Легко быть
щедрым за чужой счёт. Можно возразить,
что это относится и к религиозным людям,
которые показали себя менее щедрыми.
Но вот вопрос: может быть, они отдали бы
столько же и своих денег, а неверующие
отдали бы меньше? Ведь могло быть и так?
Комментариев нет:
Отправить комментарий